Партия Национальный Курс

О Роли Русской Церкви в освободительной войне 1612 года

Нужно признать, что Русь начала XVII в. раздирали жесточайшие внутренние противоречия, в стране шла гражданская война. Правящая элита, не найдя в своих рядах единомыслия, призвала на российский престол польского королевича, а с ним толпы иноземцев, предав национальные интересы, свой народ.

Иноземное нашествие вылилось в оккупацию, что, в свою очередь, породило широчайшее народно-освободительное движение. Это тоже была война, которая в противостоянии внешнему агрессору сплачивала русских людей.

«Москва — третий Рим, и четвертому не бывать! Русь — Святая, земной Дом Пресвятой Богородицы. Царь-батюшка — Помазанник Божий. В руках у него держава — образ Державы Небесной, а она уже в руках Спасителя!» — так рассуждали русские люди тех лет. И помнили слова Иисуса Христа: «Не мир я пришел вам дать, но меч». Меч имеется в виду духовный. Но если угрозы того требовали, за Веру нужно и должно было ПОСТОЯТЬ! «Не жалея живота своего!». Как стояли за нее святые земли Русской Илья Муромец, Александр Невский, Дмитрий Донской.

Испокон веков и словом, и делом Русская Православная Церковь отстаивала в обществе гражданское согласие, национальный, духовный, государственный суверенитет. Осажденные монастыри отважно отбивали атаки захватчиков, батюшки повсеместно окормляли повстанческие отряды, по приходам шел сбор средств в ополченческую казну.

Троице-Сергиев монастырь выдержал 16-тимесячную осаду интервентов, стал одним из оплотов Народного ополчения под руководством К.Минина и Д.Пожарского. Тамошние архимандрит Дионисий и келарь Авраамий Палицын помогали ополченцам крупными пожертвованиями, поддерживали дух войска. Из монастыря за подписью архимандрита Дионисия по всей Руси расходились обличительные грамоты, взывавшие к уму и сердцу народа в суровую для Родины годину.

По одной из версий, грамоту из Троице-Сергиевой лавры получили нижегородцы в сентябре 1611 г., и была она зачитана на городском сходе, и соборный протопоп Савва призвал «стоять за Веру». По другой версии, это была грамота заточенного поляками в Чудовом монастыре Московского кремля патриарха Гермогена, с которым нижегородцы, несмотря на его изоляцию, имели контакты… Точно мы не знаем, однако неоспорим тот факт, что именно слово пастырей предопределило знаменитое воззвание Кузьмы Минина к землякам, ко всему народу: «Буде нам хотети помочи Московскому государству, ино не пожалети животов своих; да не токмо животов своих, ино не пожалети и дворы свои продавать, и жены и дети закладывать; и бить челом, кто бы вступился за истинную православную веру и был бы у нас начальником».

Особняком, величественным утесом на общем историческом фоне возвышается фигура Патриарха Гермогена.

На тот момент был он глубоким старцем. С приходом поляков в Москву, по описанию историка Н.И.Костомарова, «как ему и подобало яко духовному пастырю, стал возбуждать народ на защиту веры». Воспротивился, чтобы на русском престоле оказался королевич Владислав, сын польского короля Сигизмунда III. Вдохновил иноков Троице-Сергиевого монастыря на оборону обители от польско-литовских оккупантов… Патриарха заключили в келье под стражу, и в феврале 1612 г. старец погиб от жажды и голода. Но его пламенные призывы-грамоты из заточения доходили до народа, были услышаны — как набат к действию!

Об Авраамии Палицыне знают так же мало, хотя келарь оставил потомкам яркое «Сказание о осаде Троицкого-Сергиева монастыря от поляков и литвы, и о бывших потом в России мятежах». О судьбе келаря историк Н.И.Костомаров сообщал, «что он умер в 1627 году, 13 сентября, проживши в Соловках семь лет. Из дел Соловецкого монастыря видно, что существовала царская грамота о его погребении, в которой он назван «присланным». Это выражение в старину употреблялось о сосланных и дает повод заключить, что… попал в Соловецкий монастырь недобровольно».

Увы, Россию не отличал и не отличает особый пиетет к «отеческим гробам». Слишком много катаклизмов, «смен эпох» она выстрадала, хватало и «переписчиков», толкователей ее истории, которые в силу политических и других причин одних героев пытались предать забвению, а других, наоборот, — вознести на недосягаемую высоту!

Как следствие, народ в массе своей в растерянности, что же ему праздновать на ежегодный выходной праздничный День народного единства — 4 ноября?

В России нет ни одного музея Народного ополчения 1611-1612 гг. Панорама Бородинского сражения, после которого «Москва, спаленная пожаром, была французу отдана», представьте себе, есть, а панорама битвы 400-летней давности, когда иноземцы из столицы с позором были изгнаны, отсутствует!

Не написаны книги и пьесы, не сняты теле- и кинофильмы, которые бы в доходчивой, популярной форме объяснили народу, что же на Русской земле в Смутное время случилось.

С 1998 г. Фонд Минина и Пожарского ведет активную и разноплановую работу по увековечиванию памяти героев Народного ополчения 1611-1612 гг., в том числе отстаивал идею переноса официальной даты празднования народной победы с 7 на 4 ноября, День Казанской иконы Божией Матери. Успеху способствовала культурно-патриотическая акция «Алтарь Отечества», которую с 2001 г. ежегодно в канун 4 ноября стали проводить по маршруту ополченцев Минина и Пожарского (массовый автопробег от Н.Новгорода через Ивановскую, Костромскую, Ярославскую, Владимирскую области с заключительным комплексом мероприятий в Москве).

Предстоящий 400-летний юбилей, на мой взгляд, ставит и перед Русской Православной Церковью особые неотложные задачи.

Одна из таких задач — прославление, канонизация народных героев К.Минина и Д.Пожарского.

Этот акт огромной церковной и общенациональной значимости готовился еще столетие назад, сразу за прославлением священномученика Патриарха Гермогена, свершившемся, как уже говорилось, в 1913 г. Кстати говоря, тогда же намечалось на Красной площади в Москве воздвигнуть и памятник Патриарху. Но разразилась кровавая Первая мировая война, затем — крах самодержавия…

Справедливость должна восторжествовать — К.Минин и Д.Пожарский, столько сделавшие для торжества Православия, должны быть прославлены! И сердца нас, ныне живущих, преисполнятся великой благодарностью народным героям и неизбывной памятью о них!

http://www.existense.ru/tvorcy-narodnoj-pobedy-1612-goda-i-pamyat-o-nix.html

Остаётся добавить, от того насколько скоро,  нынешняя РПЦ выскажет свою позицию по национально-освободительной борьбе будет зависеть очень многое!

Комментарии:

  • Вконтакте
  • Facebook
  • Обычнная форма